Каталог статей
Главная » Статьи » Герои » ГСС - мирные подвиги до 1941 |
Первые герои
Ляпидевский Анатолий Васильевич
23. 3. 1908 - 29. 4. 1983 Герой Советского Союза Даты указов:
1. 20.04.1934 (медаль № 1) «Я сделал немного, но знаю одно: я добросовестно работал. Изо всех сил старался выполнить порученное мне задание», – так просто и скромно говорил о своем подвиге по спасению челюскинцев Анатолий Ляпидевский.
С 1933 года Ляпидевский работал в гражданской авиации на Дальнем Востоке, на одной из самых трудных линий – сахалинской. Однако после того как он освоил опасный путь через Татарский пролив, у летчика возникла потребность идти навстречу новым трудностям, чтобы еще раз с блеском их преодолеть. И Ляпидевский отправляется на практически не освоенный авиацией Крайний Север. Условия, в которых летал Ляпидевский, были таковы, что забытая однажды меховая маска и потерянная перчатка при полете в открытой кабине на 35-градусном морозе стоили ему обмороженного, почерневшего и кровоточившего лица.
Там, на Крайнем Севере, и застал летчика приказ вылететь на помощь челюскинцам. Экипажу АНТ-4, в который помимо командира самолета Ляпидевского входили второй летчик Е.М.Конкин, штурман Л.В.Петров и бортмеханик М.А.Руновский, предстояло не просто найти дрейфующую льдину, но и посадить на импровизированный аэродром тяжелый самолет. Помимо всего прочего, летчики боролись с непогодой – сильнейшими морозами и ветрами. Он совершил 28 полетов в поисках лагеря Шмидта, и лишь 29-й принес успех. Ляпидевскому пришлось сажать самолет на аэродром размером всего 150 на 450 метров – ведь подготовленная челюскинцами взлетно-посадочная полоса большего размера была уничтожена сжатием льдов. Непросто было с воздуха обнаружить сам лагерь. Туман, поднимавшийся в воздух из трещин и разводий, легко было принять за дым сигнальных костров. «Самолет взял направление над льдом и с поразительной уверенностью вышел прямо на аэродром. Посадка и подъем были проделаны удивительно четко и с пробегом всего на расстоянии двести метров. Успех тов. Ляпидевского тем значительнее, что стоит почти 40-градусный мороз», – так описывался первый успешный визит к лагерю челюскинцев в отправленной ими в Москву радиограмме. В лагерь Шмидта самолет Ляпидевского доставил аккумуляторы для радиостанции, две оленьи туши мяса, а также кирки, лопаты, ломы, столь необходимые для расчистки аэродрома. Спасена была первая партия людей с потерпевшего катастрофу «Челюскина» – десять женщин и двое детей. «Было выполнено то, что вообще считалось невозможным для тяжелого самолета, и своего ошеломления этим подвигом не могла скрыть и буржуазная печать всего мира», – свидетельствовал «Вестник воздушного флота». По материалам газеты "Советская Россия", автор Ольга Гарбуз.
Биография героя:
_______________________________________________________________________________________________
Каманин Николай Петрович
18. 10. 1909 - 11. 3. 1982 Герой Советского Союза Даты указов:
1. 20.04.1934 (медаль № 2) В феврале 1934 года был назначен командиром смешанного отряда самолётов для спасения экипажа и пассажиров парохода «Челюскин». На самолёте Р-5 в сложных метеоусловиях совершил групповой перелёт Олюторка–Ванкарем протяжённостью около 2500 км. В 9 полётах на льдину вывез из ледового лагеря 34 человека.
Участник советско-финляндской войны 1939-1940. В период Великой Отечественной войны занимал различные командные должности в ВВС РККА.
Биография героя:
___________________________________________________________________________________
Молоков Василий Сергеевич
12. 2. 1895 - 29. 12. 1982 Герой Советского Союза Даты указов:
1. 20.04.1934 (медаль № 3) С 1931 года – пилот ГВФ (Гражданского Воздушного Флота). Летал на воздушных линиях в Сибири и на Дальнем Востоке. С 1932 года командовал отрядом Полярной авиации Главного управления Северного морского пути. В операции по спасению челюскинцев совершил 9 полётов и вывез из лагеря 39 человек.
В 1942-1943 – начальник Лётно-исследовательского института.
Участник Великой Отечественной войны: с мая 1943 – командир 213-й авиационной дивизии ночных бомбардировщиков (Западный и 3-й Белорусский фронты). Биография героя:
___________________________________________________________________________________
Леваневский Сигизмунд Александрович
15. 5. 1902 - 13. 8. 1937 Герой Советского Союза Даты указов:
1. 20.04.1934 (медаль № 4) В 1928-1929 годах – лётчик-инструктор Николаевской лётной школы Осоавиахима. В 1929-1933 годах – начальник Всеукраинской лётной школы Осоавиахима (город Полтава). С весны 1933 года – в Полярной авиации. Летом 1933 года перегнал летающую лодку «Дорнье-Валь» из Севастополя в Хабаровск. 13 июля 1933 года вылетел на Чукотку для оказания помощи потерпевшему аварию при выполнении кругосветного перелёта американскому лётчику Дж.Маттерну. 20 июля 1933 года доставил американца в город Ном (Аляска). Осенью 1933 года совершил ряд агитперелётов по Украине.
В феврале 1934 года через Европу вылетел с Г.А.Ушаковым и М.Т.Слепнёвым в США для закупки самолётов. На них они должны были участвовать в спасении челюскинцев. Были закуплены два самолёта «Консолидейтед Флейстер». 29 марта 1934 года на одном из них вылетел с Г.А.Ушаковым из Нома в Ванкарем. Из-за сильного обледенения совершил вынужденную посадку. Самолёт был разбит, и поэтому С.А.Леваневский не смог принять участие в полётах к лагерю челюскинцев. Но, тем не менее, он всё же (потеряв самолёт) доставил в Ванкарем руководителя спасательной операции Г.А.Ушакова. Погиб в авиакатастрофе в 1937 году.
Биография героя:
___________________________________________________________________________________
Слепнёв Маврикий Трофимович
27. 6. 1896 - 19. 12. 1965 Герой Советского Союза Даты указов:
1. 20.04.1934 (медаль № 5) С 1925 года – лётчик ГВФ. Осваивал новые воздушные трассы в Средней Азии, Сибири, на Дальнем Востоке и в Арктике. В 1929 году на Чукотке отыскал пропавших американских лётчиков Эйельсона и Борланда, вывез их тела в США. В феврале 1934 года вместе с Г.А.Ушаковым и С.А.Леваневским был направлен в США с целью закупки самолётов для спасения челюскинцев. За один рейс вывез с льдины 5 человек, позже эвакуировал больного О.Ю.Шмидта на лечение в США.
Биография героя:
___________________________________________________________________________________
Водопьянов Михаил Васильевич
18. 11. 1899 - 11. 8. 1980 Герой Советского Союза Даты указов:
1. 20.04.1934 (медаль № 6) В 1929 году первым открыл воздушную линию на остров Сахалин. С 1931 года работал на Центральном аэродроме в лётном отряде газеты «Правда», доставлявшем газетные матрицы в крупнейшие города СССР. Потом летал на гражданских самолётах по дальним воздушным трассам Москва–Ленинград, Москва–Иркутск, на остров Сахалин.
Зимой 1933 года в испытательном перелёте из Москвы до Петропавловска-Камчатского его самолёт разбился на озере Байкал. Бортмеханик погиб, а М.В.Водопьянов получил сотрясение мозга и множественные переломы (впоследствии только на голову наложили 36 швов). В 1934 году, после долгой осады правительственной комиссии, добился отправки для участия в спасении челюскинцев. Вместе с В.Галышевым и И.Дорониным совершил перелёт длиной почти 6000 км из Хабаровска в Ванкарем на самолёте Р-5, без штурмана, без радиста, через хребты, через горы, по неимоверно тяжёлой трассе. Из Анадыря трижды летал к бедствующим людям и вывез оттуда 10 человек. Участник советско-финляндской войны 1939-1940гг. в должности командира тяжёлого бомбардировщика ТБ-3. Совершил несколько боевых вылетов, был награждён орденом Красного Знамени.
Участник Великой Отечественной войны: с июля 1941 года – командир 81-й дальнебомбардировочной авиационной дивизии. В ночь с 10 на 11 августа 1941 лично участвовал во втором налёте на Берлин. Его самолёт Пе-8 был подбит и совершил вынужденную посадку на территории, занятой противником. Через линию фронта вернулся к своим. За большие потери был смещён с должности командира дивизии, но продолжал совершать боевые вылеты как рядовой лётчик. Биография героя:
___________________________________________________________________________________
Доронин Иван Васильевич
5. 5. 1903 - 2. 2. 1951 Герой Советского Союза Даты указов:
1. 20.04.1934 (медаль № 7) С 1930 года летал в Гражданской авиации командиром транспортного самолёта, совершал регулярные рейсы на авиалинии Иркутск–Якутск–Бодайбо, первым проложил воздушную трассу из Иркутска в Усть-Среднекан на Колыме, в пути в сложных метеоусловиях при практически нулевой видимости преодолел Верхоянский хребет. В 1930 году участвовал в экспедиции, исследовавшей Карское море.
Для участия в экспедиции по спасению челюскинцев вместе с М.В.Водопьяновым и В.Л.Галышевым в сложнейших метеорологических условиях совершил перелёт Хабаровск–Ванкарем протяжённостью около 6.000 км. Биография героя:
___________________________________________________________________________________
| |
Просмотров: 3255 | Комментарии: 5 | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 2 | |||
| |||